четверг, 29 марта 2012 г.

Итоги за месяц

Давно не писал сюда из-за нехватки времени. Но вот, наконец, я достаточно освободился, чтобы набросать пару строк в блог.

Со времени последней записи у меня произошло много интересных событий, и многое можно было бы описать здесь, т.к. почти все так или иначе связано с Clojure. Наиболее интересное, на мой взгляд, -- это первое в моей практике применение Clojure на коммерческом проекте. О нем вкратце и расскажу.

Проект, который я делал с начала февраля по середину марта, -- андроид-приложение для планшетов. Оно предназначалось для дистанционного обучения какой-то фигне сотрудников какой-то компании. Технических сложностей там никаких нету, писать здесь не о чем, за исключением достаточного большого объема работы: необходимо было реализовать 22 формы со всякими разными украшениями. Дополнительная сложность -- необходимо написать еще и JSON веб-сервис, который может отдавать запрашиваемые данные и сохранять у себя ответы пользователей на опросы и тесты.

Дедлайн был очень жесткий: 12 марта. На мой взгляд, при таких объемах и сроках проект должен делать не один человек, а как минимум трое.

Во-первых, мне удалось уговорить заказчика разрешить писать веб-сервис на Clojure вместо java. По моим прикидкам, это сэкономило бы мне неделю работы. Для заказчика были крайне важны сроки, и он позитивно воспринял мое предложение, но поинтересовался: какие минусы у clojure? Я честно сказал, что этот язык просто менее распространен, чем java. Все остальное -- то же, что и у java. Например, готовый сервис мы захостим под Tomcat в виде war-файла. Заказчик согласился с этим риском, заметив, что если вдальнейшем будет необходимость, то тогда вебсервис можно будет переделать на java. Забегая вперед скажу, что необходимость не возникла :-)

Я воспользовался библиотеками noir1.3-alpha10, cheshire, sqlkorma, lobos и очень быстро показал работающий сервак. Функциональность в сервак я добавлял в процессе работы над клиентской частью по мере необходимости. Поскольку я пользовался связкой Emacs+Slime, рабочий код я получал очень быстро. А время, которое я тратил на разработку очередной функции сервака, в среднем равнялось нескольким минутам.

Основное время, конечно же, занимала Android-часть, причем в основном -- настройка внешнего вида формочек. Android -- неплохая платформа для пользователя, но очень сырая и недоделанная для разработчика. В отличие от ябловодов, нам, андроидам, нет возможности пользоваться WYSIWYG-редактором для построения GUI. А редактировать гигантские простыни xml-кода вручную -- сомнительное удовольствие...

Решение нашлось довольно быстро. Я разработал небольшой DSL на основе Clojure и Hiccup. С применением этого DSL формочку я целиком описывал на Clojure, а потом генерил из неё связку xml и java-кода (при этом генерился весь MVC на форму). В среднем, количество кода в DSL и количесство сгенеренного xml+java кода соотносились как 1:3 или 1:4, что уже очень неплохо. Еще один важный бонус, который я получил от этого DSL -- возможность использования нормального вменяемого языка для описания UI вместо XML. Появилась возможность выносить общую функциональность в функции, делать циклы и т.д. Понятно, что большинство повторно используемых компонент оформлялись как отдельные виджеты; но там, где для этого не было необходимости -- я просто объявлял функцию на Clojure. Еще важное замечание: код в стиле Hiccup читается гораздо проще, чем xml.

Дальше развивать свой DSL у меня уже не было времени, а повторяющийся код, который я не мог обобщить, все равно встречался. Например, код для работы с БД и вебсервисом состоял по большей части из извлечения-записи в хеш-таблицы по ключам, соответствующим именам полей в БД. Здесь мне на помощь пришел Emacs. Буквально пара десятков строк кода на elisp-е, и весь оставшийся boilerplate-код на java генерил Emacs.

Надо сказать, что в сроки я уложился, но с учетом, что в конце проекта на 2 недели мне дали в помощь товарища. Думаю, получилось очень даже хорошо.

2 комментария:

  1. Lobos, korma, noir... json сервак для мобильного приложения, clojure над java, все правильно я считаю...

    Сервер коммуницирует с базой?

    ОтветитьУдалить
  2. Да, конечно. Для того и lobos с korma.

    ОтветитьУдалить